Регистрация
 
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.sputnik-studenta.ru/
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Ну и погода в Сыктывкаре - Поминутный прогноз погоды
Сейчас на сайте: 1
Мастер-классы
УИРС

Введение

В    современном    обществе    огромное    внимание    уделяется
развитию    детей,    в    том    числе    развитию    их    физических    качеств.    Именно    в    детстве    закладывается    основа    личности.    Дошкольный
возраст    –    один    из    наиболее    ответственных    периодов    в    жизни
каждого    человека.    Именно    в    этом    возрастном    периоде
закладываются    основы    здоровья,    правильного    физического
развития,    происходит    становление    двигательных    способностей,
формируется    интерес    к    физической    культуре    и    спорту,
воспитываются    личные,    морально-волевые    и    поведенческие
качества.    Здоровое    поколение    –    основа    любого    государства,
именно    поэтому    выбранная    тема    работы    является    актуальной.

В    дошкольных    образовательных    организациях    подвижные
игры    занимают    одно    из    ведущих    мест    в    воспитательной    работе
с    детьми.    Ведь    именно    в    подвижных    играх    дети    вступают    в
сложные    взаимоотношения    со    своими    сверстниками,    проявляя    в
естественных    условиях    двигательной    активности    свои    физические
возможности

Целью    нашего    исследования    является    изучение    теоретических
аспектов    проблемы    развития    физических    качеств    у    детей
дошкольного    возраста    посредствам    подвижных    игр.

Задачами    исследования    являются:   

  1. Рассмотреть    характеристику    физических    качеств.
  2. Раскрыть    особенности    формирования    физических    качеств
    в    дошкольном    возрасте.
  3. Определить    влияние    подвижных    игр    на    развитие
    физических    качеств    детей.

Объектом    исследования    является    процесс    развития
физических    качеств    у    детей    дошкольного    возраста.   

Предметом    исследования    заявлены    подвижные    игры    как    средство    развития    физических    качеств    у    детей    дошкольного    возраста.

Методами    исследования    явились    анализ    психолого-педагогической    и    методической    литературы    по    исследуемой    проблеме,    сбор    и    обобщение    полученных    данных.

Структура    исследовательской    работы    включает    в    себя    введение,    три    параграфа,    в    которых    раскрываются    теоретические    основы    исследуемой    проблемы,    заключение,    список    используемой    литературы,    приложение.

  1.  

Одним    из    основных    направлений    совершенствования    организации    образовательного    процесса    в    дошкольной    образовательной    организации    является    физическое    воспитание    ребенка,    в    котором    особое    место    отводится    развитию    физических    качеств    [ 18].

Развитие    физических    качеств    –    одна    из    важных    сторон    физического    воспитания    дошкольников,    которая    представляет    собой    разные    стороны    целостного    процесса    всестороннего    физического    развития    ребенка,    а    также    является    залогом    укрепления    здоровья    на    всем    протяжении    жизни    человека.   

Физические    качества    –    это    различные    стороны    двигательных    возможностей    человека,    степень    овладения    определенными    движениями.   

А.П.    Матвеев,    С.Б.    Мельников    под    «физическими    качествами»    понимают    социально    обусловленные    совокупности    биологических    и    психических    свойств    человека,    выражающие    его    физическую    готовность    осуществлять    активную    двигательную    деятельность    [ 1;    С.    287;    19;    С.    480].

Под    физическими    качествами    Б.    А.    Ашмарин    понимает    определенные    социально    обусловленные    совокупности    биологических    и    психологических    свойств    человека,    выражающих    его
физическую    готовность    осуществлять    активную    двигательную
деятельность    [ 1;    С.    287].

В.    С.    Кузнецов,    Ж.    К.    Холодов    считают,    что    физическими
качествами    принято    называть    врожденные    (генетически
унаследованные)    морфофункциональные    качества,    благодаря    которым
возможна    физическая    (материально    выраженная)    активность
человека,    получающая    свое    полное    проявление    в    целесообразной
двигательной    активности.    [ 23;    С.    192]

Л.Д.    Глазырина    в    своих    работах    рассматривает    в
физическом    воспитании    детей    «физические    качества»    и
«двигательные    качества»    как    равнозначные.    К    двигательным
качествам    автор    относит    силу,    быстроту,    выносливость,    гибкость,
ловкость,    что    полностью    согласуется    с    работами    ряда    других
авторов    [ 3,    С.    96].

Гибкость    –    способность    выполнять    движения    с    большой
амплитудой.    [ 20;    С.    121 ]    Это    наиболее    генетически
обусловленное    физическое    качество.   

  •  
  •  
  •  
  •  

Силовые    способности    –    комплекс    различных    проявлений    человека    в    определенной    двигательной    деятельности,    в    основе    которых    лежит    понятие    «сила».    [ 20;    С.    121 ]    При    этом    влияние    на    проявление    силовых    способностей    оказывают    разные    факторы,    которые    в    каждом    конкретном    случае    меняются    в    зависимости    от    двигательных    действий    и    условий    их    осуществления,    вида    силовых    способностей,    возрастных,    половых    и    индивидуальных    особенностей    ребенка.   

Развитие    силы    разных    мышечных    групп    происходит    с    разной    интенсивностью;    абсолютная    мышечная    сила    растет    непрерывно    и    равномерно,    в    то    же    время    относительная    сила    (с    учетом    пересчета    на    1    кг    веса)    остается    неизменной;    мышечный    поперечник    ребенка    начинает    заметно    увеличиваться    только    с    семи    лет;    способность    дифференцировать    мышечные    напряжения    низкая.    Тем    не    менее,    в    процессе    физического    развития    у    детей    происходит    естественное    увеличение    мышечной    силы    и    силовых    способностей.    [ 6;    24]

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Многие    игры    и    спортивные    упражнения    очень    полезны    как    для    здоровья    детей,    так    и    для    формирования    двигательных    умений    и    развития    физических    качеств.    Качели    развивают    вестибулярный    аппарат,    укрепляют    мышц    ног,    рук,    брюшного    пресса.    Игры    с    мячом:    координация    движений,    ловкость,    глазомер.    Бадминтон:    координация    и    ловкость    движений,    быстрота    реакций,    меткость,    ориентировка    в    пространстве.    Занимательные    игры    с    обручами    воодушевляют    и    радуют    детей.    Катание    на    велосипеде    тренирует    равновесие,    ребенок    приобретает    ловкость,    умение    быстро    ориентироваться    в    пространстве.

Таким    образом,    физические    качества    детей    с    дошкольного    возраста    развиваются    гетерохронно,    имеют    большую    вариативность,    указывающую    на    неравномерность    педагогических    воздействий    в    воспитании    физических    качеств,    на    неиспользование    дифференцированного    подхода    к    развитию    физических    качеств    у    детей.   

Уровень    физической    подготовленности    характеризуется    преобладанием    низких    показателей    в    проявлении    выносливости,    ловкости,    средних    показателей    в    равновесия,    гибкости,    быстроты    и    скоростно-силовых    качеств.   

При    подборе    физических    упражнений,    необходимо
дифференцировать    нагрузку,    так    как    дети,    имеющие    более
высокие    показатели    физической    подготовленности,    могут    выполнять
и    должны    выполнять    упражнения    интенсивнее,    с    большим
числом    повторений,    дети,    отстающие    по    показателям    физической
подготовленности    от    сверстников    должны    получать    меньшую
нагрузку,    но    она    должна    соответствовать    целенаправленному    развитию    отстающих    физических    качеств    и    поддержанию    на
должном    уровне    достигнутых.       

2.    Формирование    физических    качеств    в    дошкольном    возрасте

В    настоящее    время    на    всех    уровнях    государственного
управления    растет    осознание    необходимости    повышения
значимости    и    массовости    физической    культуры    как    составляющей
здорового    образа    жизни.

Если    рассматривать    стандарт    через    призму    физического
развития,    то    можно    отметить    следующие    задачи:

–    охрана    и    укрепление    физического    и    психического
здоровья    детей    (в    том    числе    их    эмоционального    благополучия);

–    формирование    основ    собственной    безопасности    и
безопасности    окружающего    мира;

–    овладение    элементарными    нормами    и    правилами    здорового
образа    жизни    (в    питании,    двигательном    режиме,    закаливании,    формировании    полезных    привычек);

–    приобретение    опыта    в    двигательной    деятельности
(основных    движениях,    спортивных    упражнениях,    подвижных    играх).
[29;    С.    43-53 ]    

В    развитии    физических    качеств    особая    роль    принадлежит    целенаправленному    педагогическому    воздействию,    где    важнейшим
требованием    является    комплексное    изучение    возрастных    и
индивидуальных    особенностей,    сочетание    всесторонности    и
дифференцированности    воздействия    на    морфофункциональную    сферу
детского    организма,    а    также    адекватность    нагрузки    индивидуальным    особенностям    и    возрастно-половым    возможностям    занимающихся.

Воспитание    физических    качеств    в    единстве    с    обучением    детей    двигательным    навыкам    оказывает    влияние    на    их    совершенствование,    оздоровление    всего    организма,    дети    быстрее    усваивают    новое,    проявляют    творческую    самостоятельность.    Развитие    основных    физических    качеств    (быстрота,    ловкость,    выносливость,    сила,    гибкость)    происходит    в    тесной    связи    с    формированием    двигательных    навыков.

Быстрота    развивается    при    выполнении    упражнений    с    ускорением    (ходьба    или    бег    с    постепенно    увеличивающейся    скоростью),    упражнений    на    скорость    (добраться    до    указанного    места    за    наикратчайшее    время),    упражнений    с    изменением    темпа    движений    (начиная    с    медленного    и    оканчивая    самым    быстрым),    а    также    при    проведении    подвижных    игр,    в    которых    дети    должны    выполнять    упражнения    с    самой    большой    скоростью    (догонялки    и    т.    д.).    Скоростно-силовые    упражнения,    такие    как    прыжки    (толчок    при    прыжке    в    длину    и    в    высоту    с    разбега),    метание    (бросок    при    метании    совершается    с    большой    скоростью)    так    же    помогают    развить    быстроту    детей.    Но    для    эффективной    результативности    необходимо    применять    хорошо    освоенные    упражнения,    а    также    учитывать    физическую    подготовленность    детей    и    состояние    их    здоровья.    [ 12;    С.    57]

У    ребёнка    ловкость    развивается    параллельно    с    развитием    координации    движений,    умением    согласованно    и    последовательно    выполнять    движения.    Для    развития    ловкости    необходимо    систематически    сменять    упражнения    или    применять    их    в    других    вариациях,    что    приводит    к    новизне    и    повышению    трудности    выполнения    упражнений    на    координацию.    [ 12;    С.    57 ]    

Систематическое    разучивание    разнообразных    упражнений    развивает    ловкость,    повышает    пластичность    нервной    системы,    облегчает    усвоение    новых    движений.    Смена    условий    выполнения    уже    ранее    изученных    упражнений    так    же    благотворно    влияют    на    развитие    ловкости.    Подвижные    игры,    в    которых    дети    переключаются    от    одних    движений    к    другим,    заранее    не    обусловленным    и    не    продуманным,    а    также    выполнение    упражнений,    в    которых    необходимо    внезапно    менять    технику    ведут    к    улучшению    координации    движения    и    развитию    ловкость    дошкольника.    [ 12;    С.    57 ]    

У    дошколят    очень    высокий    показатель    гибкости    опорно-двигательного    аппарата,    которую    необходимо    стремиться    сохранять.    При    подборе    упражнений    на    растягивание    частей    тела    нужно    действовать    с    большой    осторожностью,    так    как    упражнения    с    большой    амплитудой    могут    привести    к    необратимым    деформациям    отдельных    суставов    ребенка.    Упражнения    на    развитие    гибкости    эффективнее    сначала    выполнять    с    небольшим    размахом:    сделать    несколько    полуприседания,    и    только    потом    приступать    к    выполнению    глубокого    приседания.    [ 21;    С.    203 ]    

У    детей    тонус    мышц-сгибателей    намного    преобладает    над    тонусом    мышц-разгибателей.    Данную    особенность    можно    заметить    в    особенности    позы    ребёнка:    живот    у    дошкольника    выпячен,    голова    немного    наклонена    вперёд,    а    также    ноги    согнуты    в    коленных    суставах.    В    данном    возрасте    важны    упражнения    для    мышц,    которые    удерживают    позу,    и    упражнения    связанные    со    стимуляцией    увеличения    мышц    разгибателей.    Учитывая    анатомо-физиологические    особенности    дошкольников,    нельзя    стремиться    к    максимальным    результатам    и    максимальному    напряжению    мышц,    так    как    это    может    отрицательно    повлиять    на    развитие    костной    системы    и    внутренних    органов.    Стоит    отказаться    от    упражнений,    вызывающих    задержку    дыхания    и    большое    напряжение    организма.    Интенсивность    выполняемых    упражнений    и    дозировку    физической    нагрузки    следует    повышать    постепенно.    [ 21;    С.    203 ]    

Для    развития    выносливости    необходимо    многократное    повторение    одного    и    того    же    упражнения.    Дети    быстро    утоляются    от    однообразных    нагрузок,    поэтому    эффективнее    использовать    разнообразные    физические    упражнения,    в    особенности    на    свежем    воздухе:    ходьбу,    бег,    катание    на    коньках    и    санках,    на    лыжах,    велосипеде,    плавание    и    т.    д.    [ 12;    С.    57 ]    

Для    дошкольников    очень    полезны    и    интересны    подвижные    игры,    вызывающие    положительные    эмоции,    тем    самым    снижая    ощущение    усталости.    Необходимы    разные    виды    прогулок,    во    время    которых    упражнения    и    отдых    чередуются    между    собой.    [ 4;    С.    245 ]    

Развитию    выносливости    дошкольников    способствует    возрастание    от    группы    к    группе    длительности    занятий    и    дозировка    упражнений.    [ 13;    С.    285 ]        

В    настоящее    время    обсуждаются    вопросы    генетической    и    социальной    обусловленности    уровня    работоспособности    организма    ребенка,    его    двигательных    качеств:    выносливости,    силы,    быстроты,    гибкости    и    т.д.    Психофизические    качества    представляют    собой    проявление    двигательных    возможностей    человека,    которые    зависят    от    его    врожденных    анатомо-физиологических,    психологических    особенностей.    Но    при    этом    нельзя    не    учитывать    тот    факт,    что    под    влиянием    систематического,    целенаправленного    процесса    воспитания    и    обучения    можно    влиять    на    развитие    этих    качества.

Развитие    основных    физических    качеств    происходит    в    тесной    связи    с    формированием    двигательных    навыков.    Упражнения,    направленные    на    развитие    психологических    качеств,    применяются    в    строгой    последовательности,    включаются    в    разные    формы    двигательной    деятельности,    в    том    числе    в    самостоятельную    двигательную    деятельность    ребенка    на    прогулке.

При    выполнении    любого    вида    упражнения    осуществляется    развитие    всех    без    исключения    физических    качеств,    но    только    одни    развиваются    преимущественно    больше,    чем    остальные.    Когда    речь    идет    о    развитии    физических    качеств    у    дошкольников,    то    мы    в    большей    степени    должны    опираться    на    развитие    ловкости,    быстроты    и    гибкости,    но    при    этом    не    забывать    и    о    соразмерном    развитии    силы    и    выносливости.

Упражнения,    способствующие    физическому    развитию    ребенка,    должны    включаться    в    физкультурные    занятия,    подвижные    игры,    спортивные    упражнения,    в    определенной    дозировке,    в    строгой    последовательности    и    с    постепенным    усложнением    двигательных    заданий.    При    соблюдении    этих    правил    формирование    физических    качеств    дошкольников    приведет    к    оздоровлению    всего    организма,    повышению    эмоционально-положительного    состояния    психики,    ускорению    усваивания    новых    видов    движений,    стремлению    дошкольников    к    большим    достижениям    и    проявлению    творческой    самостоятельности.

На    развитие    физических    качеств    дошкольника    оказывают    влияние    различные    средства    и    методы    физического    воспитания.    Эффективным    средством    развития    быстроты    являются    упражнения    направленные    на    развитие    способности    быстро    выполнять    движения.    Дети    осваивают    упражнения    лучше    всего    в    медленном    темпе.    Педагог    должен    предусмотреть,    чтобы    упражнения    не    были    продолжительными,    однообразными.    Желательно    их    повторить    в    разных    условиях    с    разной    интенсивностью,    с    усложнениями    или    наоборот,    со    снижением    требований.

Ребенок    должен    владеть    большим    количеством    разнообразных    движений.    Только    тогда    его    возможности    для    развития    станут    шире,    восприятие,    ощущения    и    другие    психические    процессы    будут    протекать    активнее,    полноценнее    осуществляться    его    общая    физическая    подготовка.    Двигательные    умения    и    навыки    повышают    устойчивость    ребенка    к    заболеваниям,    мобилизуют    защитные    силы    и    оказывают    благоприятный    эффект    на    весь    организм.

По    характеру    физической    подготовленности    дошкольников    условно    можно    разделить    на    три    группы    –    дети    с    высокими,    средними    и    низкими    показателями.

Развитие    физических    качеств    у    детей    дошкольного    возраста    посредством    подвижных    игр    –    важная    задача    физического    воспитания.    Проблема    физического    развития    физических    качеств    у    ребенка    в    значительной    мере    определяется    в    разные    периода    детства.   

Таким    образом,    формирование    физических    качеств    –    важная    сторона    повышения    эффективности    физического    воспитания.    Формирование    у    дошкольников    интереса    к    учебным    задачам    различной    степени    трудности    могут    способствовать    игровые    ситуации,    в    которых    разучиваемое    упражнение    включается    в    игру.    Формированию    у    ребенка    способности    выделять    и    запоминать    сложные    элементы    движений    помогает    непосредственное    обращение    педагога    к    нему,    заострение    его    внимания    на    способе    выполнения    движения;    нерешительным    и    неуверенным    детям    нужны    поощрение    и    помощь    педагога.

3.    Подвижные    игры    как    средство    развития    физических    качеств    детей    дошкольного    возраста

Подвижная    игра    для    дошкольника    является    важным    средством    психического    и    физического    развития,    имеет    огромное    воспитательное    и    образовательное    значение.    Определение    Э.Я.    Степаненковой:    «Игра    –    это    незаменимое    средство    пополнения    ребенком    знаний,    представлений    об    окружающем    мире,    развития    мышления,    смекалки,    ловкости,    сноровки,    ценных    морально-волевых    качеств»    [ 17].

Для    детей    дошкольного    возраста    подвижные    игры    имеют    огромное    оздоровительное    значение,    так    как    органично    включают    в    себя    все    основные    виды    движений    –    ходьбу,    бег,    прыжки,    лазание,    ползание,    бросание,    метание.    Ребенок    в    игровых    ситуациях    совершенствует    самые    разнообразные    виды    движений.    Для    него    подвижная    игра    является    средством    развития    и    совершенствования    его    психофизических    качеств:    скорости,    выносливости,    силы,    ловкости    и    координации    движений.

Неоценимо    образовательное    значение    подвижных    игр,    так    как    они    способствуют    формированию    у    ребенка    жизненно    важных    двигательных    умений    и    навыков,    вызывают    интерес    к    занятиям    физической    культурой.    В    процессе    подвижной    игры    у    детей    развиваются    наблюдательность,    сообразительность,    они    учатся    анализировать,    сопоставлять    и    обобщать    увиденное,    что    приводит    к    активному    развитию    мышления    и    воображения.

Авторы    С.Ю.    Чегодаева,    Ю.А.    Лидухен    приводят    следующую    классификацию    подвижных    игр:

  • по    сложности    –    на    элементарные    и    спортивные,   
  • элементарные    игры,    в    свою    очередь,    подразделяются    на    сюжетные,    бессюжетные,    игры-забавы,    игры-аттракционы,    игровые    упражнения.    Спортивные    игры    требуют    от    играющих    определенных    умений    и    навыков,    поэтому    с    детьми    старшей    и    подготовительной    групп    рекомендуется    использовать    лишь    элементы    спортивных    игр,
  • по    формированию    тех    или    иных    психофизических    качеств    –    игры    на    ловкость,    быстроту,    выносливость,    силу,
  • по    двигательному    содержанию    –    игры    с    ходьбой,    бегом,    лазанием,    прыжками,    метанием,
  • по    степени    физической    нагрузки    –    игры    большой,    средней    и    малой    подвижности,
  • по    использованию    пособий    и    снарядов    –    игры    с    предметами    и    с    гимнастическими    пособиями,
  • игры,    подготавливающие    к    отдельным    видам    спорта.

Выбор    игры    для    дошкольников    зависит    от    целей,    задач,    места    проведения,    возрастных    особенностей,    от    умений    и    навыков    детей.

Подвижные    игры    и    игровые    упражнения    обогащают    двигательный    опыт    детей,    развивают    организаторские    способности,    воспитывают    творческую    активность    и    тем    самым    готовят    дошкольников    к    усвоению    школьной    программы    [ 22;    С.    83-85].

Языкова    О.С.    отмечает,    что    подвижные    игры    способствуют    воспитанию    физических    качеств:    быстроты,    ловкости,    силы,    выносливости,    гибкости,    и,    что    немаловажно,    эти    физические    качества    развиваются    в    комплексе.    Большинство    подвижных    игр    требует    от    участников    быстроты.    Постоянно    изменяющаяся    обстановка    в    игре,    быстрый    переход    участников    от    одних    движений    к    другим    способствуют    развитию    ловкости    [ 1,    С.    287].

В    дошкольном    возрасте    широко    используются    подвижные    игры    с    элементами     соревнования.    Например,    в    старшей    группе    проводятся    с    детьми    игры:    «Уголки»,    Охотники    и    зайцы»,    «Пустое    место»,    «Хитрая    лиса»,    «Караси    и    щука»    и    др.    В    подвижной    игре    ребенок    учится    регулировать    степень    напряжения    внимания    и    мышечной    деятельности:    в    зависимости    от    складывающейся    в    игре    ситуации    он    может    попеременно    чередовать    движения    с    передышкой.    Это    способствует    развитию    у    детей    наблюдательности,    сообразительности,    способности    быстро    ориентироваться    в    изменяющихся    условиях    окружающей    среды,    находить    выход    из    сложившегося    положения,    быстро    принимать    решение    и    исполнять    его,    проявлять    ловкость,    смелость,    самостоятельность    и    инициативу    в    выборе    способов    достижения    цели.

Соревновательный    характер    коллективных    подвижных    игр    может    активизировать    действия    игроков,    вызывать    проявление    решительности,    мужества    и    упорства    для    достижения    цели.    Добровольное    принятие    ограничений    действий    правилами,    принятыми    в    коллективной    подвижной    игре,    при    одновременном    увлечении    игрой    дисциплинирует    играющих    детей.   

Для    развития    качества    быстроты    Невмержицкая,    Коновалов    рекомендуют    подбирать    игры,    требующие    мгновенных    ответных    реакций    на    зрительные,    звуковые    или    тактильные    сигналы.    Эти    игры    должны    включать    в    себя    физические    упражнения    с    периодическими    ускорениями,    внезапными    остановками,    стремительными    рывками,    мгновенными    задержками,    бегом    на    короткие    дистанции    в    кратчайший    срок    и    другими    двигательными    актами,    направленными    на    сознательное    и    целеустремленное    опережение    соперника.   

Для    развития    ловкости    авторы    утверждают,    что    необходимо    использовать    игры,    требующие    проявления    точной    координации    движений    и    быстрого    согласования    своих    действий    с    партнерами    по    команде,    обладание    определенной    физической    сноровкой.   

Для    развития    выносливости    надо    находить    игры,    связанные    с    заведомо    большой    затратой    сил    и    энергии,    с    частыми    повторениями    составных    двигательных    операций    или    с    продолжительной    непрерывной    двигательной    деятельностью,    обусловленной    правилами    игры.

Также    авторы    выделяют    несколько    типов    подвижных    игр:

1.    Игры    типа    с    элементами    движений,    они    основаны    на    азарте    и    накопленном    двигательном    опыте,    точном    соблюдении    правил,    им    присущ    творческий    характер.    Убегая,    догоняя,    увертываясь,    дети    самостоятельно    выбирают    способы,    обеспечивающие    результативность    игровых    действий,    развивающие    психофизические    качества.   

2.    Игры,    требующие    придумывания    движений    или    мгновенного    прекращения    действия    по    игровому    сигналу.    Такие    игры    способствуют    развитию    индивидуального    и    коллективного    творчества    («Замри»,    «Стоп»,    «Море    волнуется»    и    другие),    дают    возможность    почувствовать    свое    тело