Задание: ознакомьтесь с перечнем компетенций, формируемых дисциплиной
Задание: ознакомьтесь с именами ученых, внесших вклад в разитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста в России
Задание: установите соответствие между основным понятиями теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с их определениями.
Методические рекомендации к выполнению задания:
К каждому из элементов [1), 2), 3), 4), 5) и т.д.] в левом столбце таблицы подберите один соответствующий элемент, обозначенный буквами [А, Б, В, Г, Д, Е и т.д.], в правом столбце таблицы. Полученный результат занесите в бланк ответа.
Задание: Заполнить таблицу “Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста”.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Ознакомьтесь с содержанием презентации
2. Ознакомьтесь с приведенными в таблице в столбце №1 задачами физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Используя условные обозначения, заполните в таблице столбцы №2, 3 и 4, распределив в них задачи в соответствии с их групповой принадлежностью (ответ устно аргументируйте).
№ | Понятие | Определение понятия | |
1) | Физическая культура как вид культуры общества | А | это специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований |
2) | Физическое воспитание | Б | это обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление с использованием средств физической культуры |
3) | Физическая рекреация | В | это педагогическая система, предполагающая использование средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека |
4) | Двигательная реабилитация | Г | это деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека |
5) | Образование дошкольников в области физической культуры | Д | это специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний |
6) | Физическое развитие | Е | это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека |
7) | Движение как моторная функция организма | Ж | это процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни. Оно определяется при помощи снятия антропометрических и функциональных показателей |
8) | Физическое упражнение | З | это изменение положения тела и его частей |
9) | Двигательный навык | И | это обеспечение готовности ребенка использовать свои знания, умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемое средствами физической культуры |
10) | Двигательная способность | К | это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят здоровье и физическое развитие детей |
11) | Физические качества | Л | это свойство (совокупность свойств), проявляющееся в процессе двигательной деятельности и определяющее ее эффективность |
12) | Физическая подготовка | М | это выражение достигнутого уровня отдельных двигательных способностей. О них можно судить на основе уже реализованных способностей человека |
13) | Двигательная активность | Н | это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека. Результатом данного процесса является физическая подготовленность |
14) | Физическое совершенство | О | это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности |
15) | Двигательная деятельность | П | это уровень физического развития и высокая степень здоровья, всесторонней физической подготовленности |
16) | Спорт | Р | это деятельность, характерным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка |
17) | Физическая подготовленность | С | это уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств |
Задание 2. Используя презентацию, изучите тему «Дидактические принципы». Выпишите в тетрадь педагогические ситуации, напишите на них ответы.
Задание 3. Используя презентацию, изучите тему «Средства физического воспитания». Выпишите в тетрадь схемы и выполните практическое задание.
Рекомендуемая литература:
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
Задание: Заполнить таблицу “Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста”.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Ознакомьтесь с содержанием презентации, перепишите содержание презентации в тетрадь.
2. Ознакомьтесь с приведенными 1 столбце таблицы задачами физического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Используя условные обозначения, заполните 2, 3 и 4 столбцы таблицы, распределив в них задачи в соответствии с их групповой принадлежностью (ответ устно аргументируйте).
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста | Группа задач | ||
оздоровительная | образовательная | воспитательная | |
1) учить детей сильнее отталкиваться от земли, делая при этом более широкие шаги; | |||
2) учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; | |||
3) укреплять мышечно-связочный аппарат; | |||
4) учить детей мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; | |||
5) познакомить дошкольников с техникой выполнения прыжка в длину с места; | |||
6) воспитывать выносливость при выполнении физических упражнений; | |||
7) учить ходить, не шаркая ногами; | |||
8) развивать быстроту реакции на сигнал; | |||
9) способствовать гармоничному развитию телосложения; | |||
10) учить детей длительно произносить звуки на выдохе; | |||
11) стимулировать развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; | |||
12) развивать глазомер; | |||
13) воспитывать смелость при выполнении ходьбы по узкой рейке гимнастической скамейки; | |||
14) учить детей элементам спортивной игры «Баскетбол»; | |||
15) в ходьбе по ребристой доске укреплять своды стоп ребенка; | |||
16) способствовать снижению мышечного тонуса; | |||
17) приучать детей слушать указания воспитателя и действовать согласно этим указаниям; | |||
18) учить бегать наперегонки; | |||
19) учить детей выполнять перестроения из шеренги в круг; | |||
20) развивать ориентировку в пространстве, используя словесные указания; | |||
21) воспитывать в процессе игр положительные взаимоотношения между детьми, желание помочь друг другу; | |||
22) начинать и заканчивать упражнение по сигналу; | |||
23) создавать условия для проявления физической активности, вызывающие у детей бодрое, жизнерадостное настроение; | |||
24) приучать детей двигаться в заданном направлении; | |||
25) развивать координацию, ритмичность при выполнении упражнений; | |||
26) обращать внимание на правильную позу во время ходьбы, стояния, сидения за столом; | |||
27) обогащать двигательный опыт детей, используя разнообразное физкультурное оборудование; | |||
28) учить детей выделять правила игры; | |||
29) систематически проводить закаливание детей; | |||
30) прививать детям интерес к занятиям физической культурой. |
5. Перепишите таблицу в тетрадь. Подготовьтесь к проверочной работе по теме “Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возаста”.
Рекомендуемая литература:
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
Виды КГН | Возрастная группа | ||||
2-3 года (2-я гр. ран. возр.) | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) | |
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков | |||||
Умывание | |||||
Чистка зубов | |||||
Причесывание | |||||
Одевание/Раздевание | |||||
Чистка и мытье обуви | |||||
Уход за верхней одеждой | |||||
Уборка постели | |||||
Прием пищи, питье | |||||
В туалете | |||||
Содержание носа в чистоте | |||||
Содержание личных вещей в чистоте |
Основные показатели оценки результата | Критерии оценивания | ||||
Соответствие методических материалов содержанию программы дошкольного образования | Соответствует заданной тематике | ||||
Отклонение от тематики | |||||
Соответствие методических материалов возрастным особенностям детей | Соответствует возрасту детей | ||||
Составлена без учета возраста детей | |||||
Систематизация методических материалов | Картотека систематизирована по одному из показателей | ||||
Отсутствие системы | |||||
Соответствие объема требованиям | Обязательное количество (не менее 30 по каждому разделу) | ||||
Недостаточное количество | |||||
Соответствие методических материалов эстетическим требованиям | Картотека оформлена эстетично, красочно, лаконично | ||||
Не соответствует эстетическим требованиям | |||||
Соответствие методических материалов требованиям оформления | Практичность и удобство в использовании | ||||
Некачественное выполнение картотеки |
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Ознакомьтесь с приведенными в 1 столбце характеристиками I, II и III этапов формирования двигательного навыка.
2. Перенесите таблицу в тетрадь и, используя условные обозначения, заполните 2, 3 и 4 столбцы таблицы, распределив в них характеристики в соответствии с их принадлежностью к определенному этапу (ответ устно аргументируйте).
Характеристики | Этапы обучения | ||
III | III | III | |
1) создать первоначальное представление о движении, научить выполнять его в общих чертах; | |||
2) совершенствовать технику выполнения физического упражнения; | |||
3) попеременное улучшение и ухудшение двигательных действий; | |||
4) продолжительность этапа - одно занятие; | |||
5) творческие задания для проведения упражнения; | |||
6) неуверенность в движениях, неточность в пространстве и времени; | |||
7) движения свободные, экономные, четкие; | |||
8) высокая концентрация внимания при выполнении упражнения; | |||
9) продолжительность этапа зависит от сложности разучиваемого движения; | |||
10) уточнить детали техники выполнения физического упражнения; | |||
11) наличие «лишних» движений; | |||
12) слитный показ образца движения; | |||
13) вариативное выполнение движения. |
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
1. Способствовать усвоению знаний по методике проведения физических упражнений на развитие физических качеств в дошкольном возрасте.
2. Формировать умение проводить физические упражнения на развитие физических качеств.
Задание. Изучите игровые упражнения и игры для развития быстроты и ловкости из программы ДЕТСТВО.
Игры и упражнения на развитие быстроты
Младшая группа
«Быстро возьми - быстро положи», «Кто соберет больше цветочков», «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Карусель», «Скорее в круг».Общеразвивающие упражнения без предметов и с мелкими пособиями, подвижные игры, упражнения с широкой амплитудой, различные повороты, кружения. Бросание предметов, выполняемое с максимально возможной скоростью.
Средняя группа
Бег за мячом «Догони и подними мяч».Хлопки в максимально быстром темпе перед собой и за спиной под стихотворение. Постукивание правым кулаком по левому, ускоряя темп, доводя его до максимального (повторить 2-3 раза).Лежа на животе, руки под подбородок (кисть одной руки на кисть другой), быстрое поочередное сгибание ног в коленях (2-4 раза)).Прыжки на одной и двух ногах в среднем и быстром темпе. «Догони обруч»: энергичное отталкивание обруча и бег за ним, не допуская падения.«Кто дальше?»: прокатывание обруча и бег за ним. Игры с бумажными стрелами, самолетиками ,«Чей самолет пролетит дальше?», «Мы - веселые ребята», «Совушка», «Кто скорее добежит до флажка».
Старшая группа
«Топотушки»: повороты на месте переступанием на 90, 180 и 360 градусов.
«Найди свое место».«Змейка»: ходьба по извилистой дорожке со сменой направления по сигналам.«Не наступи!»: бег через ленты, лежащие на полу.«Иноходец»: смена способов ходьбы и бега по сигналу.«Перемена мест», «Быстро шагай, стоп», «Собери грибы».
«Брось мяч в стену».«Кто быстрее?»: перебежки шеренгами.«Бег наперегонки», «Бабочки и стрекозы».
Подготовительная группа
«Волчок» и «Петрушка» (ходьба с поворотом вокруг себя по сигналу); «Перемена мест», «Лошадки»; «Быстрые строители»; «Лук и стрелы»; «Кто больше соберет лент?»; «Успей поймать»; «Третий лишний»; «Будь внимателен (по сигналу быстро возьми названный предмет)».Хлопки в ладоши с разной скоростью, сгибание и разгибание пальцев рук с разной скоростью вслед за взрослым и самостоятельно.Бег наперегонки.Быстрое постукивание карандашом по листу бумаги («поставь больше точек»). «Обмоталочки», накручивание веревочки на палочку, «Горячий! мячик».Игры-эстафеты Бег, отбивая рукой или головой воздушный шарик.Бег с маленькими картонными коробками, положенными на плечи. Бег с башенкой из трех кубиков на ладони (позже число кубиков можно увеличить).
Упражнения на развитие ловкости
Младшая группа
Перекладывание предметов стоя, под согнутой в колене ногой, подбрасывание и ловля платочков, кружение с размахиванием ленточкой над головой; из положения лежа на животе, перевороты на спину.Бег между кеглями и кубиками, расположенными на расстоянии 1 м. друг от друга («Пробеги и не сбей»). Игры: «Проползи - не задень», «Пройди мышкой, проползи мишкой»
Средняя группа
Подскоки на месте со сменой положений рук, ног, поворотами стороны.Общеразвивающие упражнения с предметами: мячами, палками, обручами и т. п.Подвижные игры «Самый ловкий»: бег по зигзагообразной линии длиной 5-6 м.«Найди свою пару», «Ловушки с лентами», «Зайцы и сторож», «К быстрее добежит до флажка?»
Старшая группа
Перебрасывание кольца (диаметром 25-30 см), из руки в руку. Сочетание движений на мяче с растягиванием в стороны резиновой ленты.Подвижные игры «Будь ловким», Передай мяч».«Не задень»: обегание предметов. «Маятник»: подскоки влево-вправо.
Подготовительная группа
Подбрасывание кольца ногой.Подвижные игры «Обгони мяч»: толкнуть мяч вперед двумя руками в прямом на¬правлении и затем, не задевая его, обегать «змейкой».«Будь ловким»: прокатывание обруча между кеглями, не задевая их.«Перенеси предмет», «Ловишки с приседаниями», «Лови, убегай». «Слалом»: продвижение вперед прыжками вправо-влево.
Задание. Подберите игровое физическое упражнение для развития быстроты для детей дошкольного возраста (возраст - на выбор студента). Подготовьтесь к практическому проведению.
Задание. Подберите игровое физическое упражнение для развития ловкости для детей дошкольного возраста (возраст - на выбор студента). Подготовьтесь к практическому проведению.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Прочитайте:
К строевым упражнениям относятся: построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания.
Построения - это действия детей для размещения в том или ином строю. Детей можно построить в колонну по одному, по два, в шеренгу, в круг, полукруг, врассыпную, в несколько кругов.
Перестроения - переходы из одного строя в другой. Варианты: из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре; из колонны в круг, в несколько кругов; из колонны в две шеренги; из шеренги в круг, в два, три, четыре круга; из одного круга в два круга.
Способы перестроения: свободно, на три счета, «дроблением» и «сведением», с помощью зрительных ориентиров, по распоряжению воспитателя, поворотом в движении, по команде воспитателя.
Повороты - движения, направленные на изменение направления. Способы - «переступанием», «прыжком», «по раздельно».
Размыкания и смыкания - способы увеличения или уменьшения интервала. Способы - обычным шагом, приставным шагом, скрестным шагом, прыжком, бегом.
Воспитатель указывает детям расстояние, направление, способ.
3. Заполните в тетради таблицу «Содержание программы по строевым упражнениям» по аналогии с младшей группой.
Виды строевых упражнений | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
Построения | Построение в колонну по одному, шеренгу, круг | |||
Перестроения | Перестроение в колонну по два, врассыпную | |||
Повороты | Повороты на месте направо, налево переступанием | |||
Размыкания/смыкания | Размыкание и смыкание обычным шагом |
Рекомендуемая литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает виды строевых упражнений,
- студент знает распределение видов строевых упражнений по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение строевых упражнений по возрастным группам».
2. Какие приемы использует воспитатель?
3. Перечислите команды, которые использовал воспитатель?
Тема 4.2.3.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Используя программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области "Физическое развитие" по разделу "Основные движения - Ходьба").
2. Заполните в тетради таблицу «Распределение видов основных движений (ходьба) по разным возрастным группам», обратите внимание на появление в последующих возрастных группах новых видов основных движений (ходьба), выделите их в таблице определёнными условными обозначениями.
Виды основных движений – ходьба | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
по способу выполнения | ||||
по темпу | ||||
по построению, по форме организации | ||||
со сменой направления |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает распределение видов основных движений (ходьба) по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение видов основных движений (ходьба) по возрастным группам».
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Используя программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области "Физическое развитие" по разделу "Основные движения - Бег").
2. Заполните в тетради таблицу «Распределение видов основных движений (бег) по разным возрастным группам», обратите внимание на появление в последующих возрастных группах новых видов основных движений (бег), выделите их в таблице определёнными условными обозначениями.
Вид основных движений – бег | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
по способу выполнения | ||||
по темпу | ||||
по построению, по форме организации | ||||
со сменой направления |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает распределение видов основных движений (бег) по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение видов основных движений (бег) по возрастным группам».
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Используя программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области "Физическое развитие" по разделу "Основные движения - Ползание и лазанье".
2. Заполните в тетради таблицу «Распределение видов основных движений (ползание и лазанье) по разным возрастным группам», обратите внимание на появление в последующих возрастных группах новых видов основных движений (ползание и лазанье), выделите их в таблице определёнными условными обозначениями.
Вид основных движений – ползание и лазанье | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
ползание | ||||
подлезание | ||||
пролезание | ||||
влезание | ||||
перелезание | ||||
лазанье |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает распределение видов основных движений (ползание и лазанье) по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение видов основных движений (ползание и лазанье) по возрастным группам».
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Используя программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области "Физическое развитие" по разделу "Основные движения - Прыжки".
2. Заполните в тетради таблицу «Распределение видов основных движений (прыжки) по разным возрастным группам», обратите внимание на появление в последующих возрастных группах новых видов основных движений (прыжки), выделите их в таблице определёнными условными обозначениями.
Вид основных движений – прыжки | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
на месте | ||||
с продвижением вперед | ||||
из круга в круг | ||||
через шнур | ||||
через две параллельные линии | ||||
вверх с места | ||||
через предметы (набивные мячи) вокруг предметов, между предметами | ||||
в глубину | ||||
в длину | ||||
в высоту | ||||
через длинную и короткую скакалку | ||||
через обруч как скакалку |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает распределение видов основных движений (прыжки) по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение видов основных движений (прыжки) по возрастным группам».
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Используя программу дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" в каждой возрастной группе проанализируйте содержание образовательной области "Физическое развитие" по разделу "Основные движения - Метание").
2. Заполните в тетради таблицу «Распределение видов основных движений (метание) по разным возрастным группам», обратите внимание на появление в последующих возрастных группах новых видов основных движений (метание), выделите их в таблице определёнными условными обозначениями.
Вид основных движений – метание | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) |
по способу выполнения | ||||
по темпу | ||||
по построению, по форме организации | ||||
со сменой направления |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
Требования к результату:
- студент знает виды основных движений (метание),
- студент знает распределение видов основных движений (метание) по возрастным группам.
Форма представления результата – таблица «Распределение видов основных движений (метание) по возрастным группам».
Виды игр | Возрастная группа | ||||
2-3 года (2-ая гр. ран. возр.) | 3-4 года (мл. гр.) | 4-5 лет (ср. гр.) | 5-6 лет (ст. гр.) | 6-7 лет (подг. гр.) | |
С ходьбой и бегом | |||||
С ползанием, подлезанием, лазанием | |||||
С бросанием и ловлей, метанием | |||||
С подпрыгиванием, прыжками | |||||
На ориентировку в пространстве | |||||
Эстафеты | |||||
С элементами соревнований | |||||
Народные игры |
Пример карточки:
1 сторона | 2 сторона |
Основные показатели оценки результата | Критерии оценивания | ||||
Соответствие методических материалов содержанию программы дошкольного образования | Соответствует заданной тематике | ||||
Отклонение от тематики | |||||
Соответствие методических материалов возрастным особенностям детей | Соответствует возрасту детей | ||||
Составлена без учета возраста детей | |||||
Систематизация методических материалов | Картотека систематизирована по одному из показателей | ||||
Отсутствие системы | |||||
Соответствие объема требованиям | Обязательное количество (по 5 карточек для каждой возрастной группы) | ||||
Недостаточное количество | |||||
Соответствие методических материалов эстетическим требованиям | Картотека оформлена эстетично, красочно, лаконично | ||||
Не соответствует эстетическим требованиям | |||||
Соответствие методических материалов требованиям оформления | Практичность и удобство в использовании | ||||
Некачественное выполнение картотеки |
Основные показатели оценки результата | Критерии оценивания | ||||
Соответствие методических материалов содержанию программы дошкольного образования | Соответствует заданной тематике | ||||
Отклонение от тематики | |||||
Соответствие методических материалов возрастным особенностям детей | Соответствует возрасту детей | ||||
Составлена без учета возраста детей | |||||
Систематизация методических материалов | Картотека систематизирована по одному из показателей | ||||
Отсутствие системы | |||||
Соответствие объема требованиям | Обязательное количество (не менее 10 считалок) | ||||
Недостаточное количество | |||||
Соответствие методических материалов эстетическим требованиям | Картотека оформлена эстетично, красочно, лаконично | ||||
Не соответствует эстетическим требованиям | |||||
Соответствие методических материалов требованиям оформления | Практичность и удобство в использовании | ||||
Некачественное выполнение картотеки |
- соотвествие возрасту (для какого возраста игра),
- методическая грамотность проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста (соответствие методике),
- работа над качеством движений (какие основные движения), работа над развитием физических качеств (какие физические качества),
- целесообразность подбора методов и приемов (какие методы и приемы),
- стиль взаимодействия с детьми, умение видеть всех детей.
- как соберете детей на игру,
- как объясните детям содержание и правила игры,
- как оживите представления детей по теме игры,
- как организуете показ движений,
- как проверите усвоение правил игры детьми,
- какие приемы используете по ходу игры,
- как подведете итоги игры.
Методические рекомендации к выполнению задания:
1. Выполните подбор подвижных игр разной степени подвижности с учетом места проведения, задач программы, требований техники безопасности, наличия необходимого оборудования, инвентаря, атрибутов.
2. Разработайте конспекты подвижных игр (3 игры) с четким описанием содержания, правил, схемы организации и размещения детей.
3. Подготовьте место проведения подвижной игры согласно требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
4. Выполните подбор необходимых атрибутов, оборудования и инвентаря для проведения подвижных игр.
Требования к результату:
- студент умеет планировать мероприятия двигательного режима (подвижная игра),
- студент умеет проводить мероприятия двигательного режима (подвижная игра).
Форма представления результата:
- разработанные конспекты подвижных игр,
- проведенные подвижные игры.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
3. Форма проведения занятия (традиционная, сюжетная, игровая).
4. Оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.
5. Общее время занятия и его структура (продолжительность каждой части).
6. Создание воспитателем положительного настроя детей на занятие.
8. Методика проведения вводной части занятия:
• виды ходьбы и бега;
• упражнения на внимание;
• упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки;
• ориентировка в пространстве.
• проведение упражнений для укрепления свода стопы и формирования правильной осанки;
• использование воспитателем терминологии, четкость подачи команд и распоряжений;
• использование зрительных ориентиров;
• ритмическое сопровождение ходьбы и бега (подсчет, бубен и др.);
• контроль за качеством выполнения движений;
• перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений.
• использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений; способы раздачи предметов для проведения упражнений; сбор предметов;
• проведение упражнений из разных исходных положений; контроль воспитателя за принятием исходного положения (туловища, ног, рук);
• качество объяснения и показа упражнений воспитателем; контроль за качеством выполнения упражнений детьми;
• сочетание счета и указаний во время выполнения упражнения;
• оказание помощи детям при выполнении общеразвивающих упражнений;
• активизация сознания детей. Формы активизации;
• учет этапов обучения упражнениям. Соответствие методики на каждом этапе обучения.
• качество показа и объяснения воспитателя в соответствии с этапом обучения движению;
• способы организации детей во время обучения основным движениям, целесообразность их использования;
• профилактика травматизма на занятии, обеспечение страховки;
• подготовка и уборка инвентаря; оказание детьми помощи воспитателю при подготовке и уборке инвентаря.
• объяснение правил подвижной игры, выделение сигнала;
• уточнение правил подвижной игры, способ выбора водящего;
• руководство воспитателя подвижной игрой (соблюдение правил, качество движений, взаимоотношения детей в игре);
• подведение итогов и анализ результатов подвижной игры.
• дыхательные упражнения.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
3. Организуйте место для проведения утренней гимнастики для возрастной группы (соответствие технике безопасности, санитарно-гигиеническим условиям).
4. Подготовьте необходимое оборудование и инвентарь.
5. Проведите утреннюю гимнастику для возрастной группы.
6. Выполните самоанализ организации и проведения утренней гимнастики в возрастной группе (что удалось, в чем испытывали трудности).
Форма представления результата:
Основные показатели оценки результата | Критерии оценивания | ||||
Соответствие методических материалов содержанию программы дошкольного образования | Соответствует заданной тематике | ||||
Отклонение от тематики | |||||
Соответствие методических материалов возрастным особенностям детей | Соответствует возрасту детей | ||||
Составлена без учета возраста детей | |||||
Систематизация методических материалов | Картотека систематизирована по одному из показателей | ||||
Отсутствие системы | |||||
Соответствие объема требованиям | Обязательное количество (не менее 10 физкульминуток) | ||||
Недостаточное количество | |||||
Соответствие методических материалов эстетическим требованиям | Картотека оформлена эстетично, красочно, лаконично | ||||
Не соответствует эстетическим требованиям | |||||
Соответствие методических материалов требованиям оформления | Практичность и удобство в использовании | ||||
Некачественное выполнение картотеки |
2. Организуйте место для проведения двигательной разминки, физкультминутки (соответствие технике безопасности, санитарно-гигиеническим условиям).
3. Подготовьте необходимое оборудование и инвентарь
4. Проведите двигательную разминку, физкультминутку.
5. Выполните самоанализ организации и проведения двигательной разминки, физкультминутки.
Форма представления результата:
- проведенная двигательная разминка, физкультминутка для детей возрастной группы.
Основные показатели оценки результата | Критерии оценивания | ||||
Соблюдение требований к структуре | предложенная структура соблюдена; | ||||
по структуре есть незначительные ошибки и упущения. | |||||
Соответствие содержания поставленным задачам | правильно определены программные задачи, соответствие хода программному содержанию, соответствие возрастным и психологическим особенностями детей дошкольного возраста, наличие интегрированного подхода | ||||
правильно определены программные задачи, в целом соответствие хода программному содержанию, их соответствие возрастным особенностям детей; | |||||
в целом задачи определены верно, имеются ошибки или незначительные несоответствия учета программного содержания в процессе описания хода. |
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 192 с.
Тема 8.2.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Цель: Изучение теоретических положений по организации диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Понятие диагностики.
Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание).
Диагностика – это процесс исследования форм и функций организма, способностей, эмоционально-личностных особенностей детей, осуществляемый на протяжении периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении. В физическом воспитании диагностика используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, развития жизненно важных двигательных умений и навыков.
Задание 1. Познакомиться с информацией в учебнике. Найти в тексте, сформулировать и написать 3 направления диагностики.
Литература. Степаненкова Э.Я. - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка (страница 346-348).
Задание 2. Познакомиться с информацией в учебнике. Найти в тексте, сформулировать и написать условия проведения диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Литература. Степаненкова Э.Я. - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка (страница 346-348).
Задание 3. Познакомиться с информацией. найти в тексте, написать методику проведения диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Литература. Степаненкова Э.Я. - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.
Страница 346-348 - методика комплексного обследования физического развития.
Страница 355-359 - определение уровня зрелости нервных процессов.
Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В.А. Зебзеева. - Москва: Творческий центр Сфера, 2008. - 80 с. | |
В сборнике представлены конспекты игр-эстафет. Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Новизною данного сборника является то, что весь материал распределен по разделам: игры-эстафеты с бегом; игры-эстафеты с прыжками; игры-эстафеты с метанием; игры-эстафеты с лазаньем. Сборник адресован педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и родителям. |
Показательные занятия по образовательной области “Физическое развитие”
Физкультурное занятие в группе раннего возраста – https://clck.ru/SkQXM
Подвижная игра “Солнышко и дождик” – https://clck.ru/SkPyY